Апшеронская узкоколейная железная дорога | Апшеронск

Апшеронская узкоколейная железная дорога

Апшеро́нская узкоколе́йная желе́зная доро́га - крупнейшая горная узкоколейная железная дорога на территории России и бывшего СССР. Строилась и использовалась в основном для вывоза леса, использовалась также как пассажирская.

Апшеронская узкоколейная дорога

Управление дороги находится в Апшеронске (Краснодарский край). Ширина колеи: 750 мм. Дата открытия первого участка: 1927 год.

Вплоть до 2010 года состояла из магистральной линии протяжённостью 59 километров — от станции Апшеронская до станции Шпалорез через станции Самурская, Черниговская и 40 км. Имелось одно короткое ответвление длиной 2,5 километра — от 40 км до Кушинки.

История

Первый участок Апшеронской узкоколейной железной дороги был открыт в 1927 году. Горная линия от Черниговской до Шпалореза, полностью была открыта в 1940-х годах. На горной линии самым дальним населённым пунктом, южным опорным центром лесозаготовок в 1940-е годы стал посёлок Отдалённый.

В 2010 году узкоколейная железная дорога передана в управление под заново отстраивающийся Апшеронский ДОК, ранее принадлежала ОАО «Апшеронсклеспром» (Апшеронский леспромхоз).[1] В этом же году были разобраны пути Апшеронск — Самурская, участок пути Самурская — Черниговская, подвижной состав находившийся в апшеронском депо, частично был перевезён на станцию Черниговская. Протяжённость узкоколейной железной дороги по состоянию на 2010 год — 37 км. В 2011 году в посёлке Черниговское построено новое локомотивное депо на два стойла.

Современное состояние
Участок Черниговское-Отдаленный

На Апшеронской узкоколейной железной дороге выполняются регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Узкоколейная железная дорога является основным средством сообщения с сельскими населенными пунктами Апшеронского района: Десятый Километр, Кушинка, Новый Режет, Тубы, Средние Тубы, Шпалорез «Отдалённый», узкоколейная железная дорога крайне важна для местных жителей. Грузовое движение круглогодично, вывозка леса осуществляется по узкоколейной железной дороге, погрузка леса ведётся на станциях Кушинка и Тубы.

По состоянию на 2018 год узкоколейная железная дорога действует: грузовое и пассажирское движение, перспективы работы есть.[2] С апреля 2018 года начили ходить туристические поезда «Шпалорез Экспресс» по всему действующему участку железной дороги.[3] Российские и иностранные туристы могут арендовать специальный туристический поезд для проведения экскурсии по горной узкоколейной железной дороге.

В марте 2020 года вышел документальный фильм об Апшеронской узкоколейной об Апшеронской узкоколейной железной дороге

На Апшеронской узкоколейной железной дороге железной дороге "Выход из Матрицы".