В начале XVII века донские казаки существенно отличались своим внешним видом, одеждой и привычками от современных жителей станиц Ростовской области и прилегающих к ней территорий.
Затем на вольный юг хлынул поток русских крестьян, не желавших мириться с положением крепостных. И хотя характер донской вольницы остался неизменным, общее количество переселенцев все же существенно изменило первоначальный облик типичного казака.
Версии происхождения
Среди ученых нет единого мнения относительно этногенеза казаков. Их предполагаемыми предками в разное время историки и этнографы называли скифов, черных клобуков, половцев, новгородских разбойников-ушкуйников, бродников, хазар, касогов и представителей других народов. В основном, в научном мире бытуют две версии о происхождении этих воинственных людей: преимущественно славянская или тюркская.
Но во второй половине XVII века началось массовое переселение подданных московского царя в донские степи. Кандидат исторических наук Александр Сопов посвятил этой теме статью «Исторические предшественники казаков, становление и развитие казачества», которая была опубликована в журнале «Вестник Адыгейского государственного университета (No 1 за 2006 год).
«Усиление военно-политических, экономических и культурных контактов с Россией в XVII в., с одной стороны, оформление системы крепостного права в метрополии, с другой, вызывали активный приток славянорусского населения в ходе дальнейшей колонизации Юга и территории Дикого Поля. Кроме того, церковная реформа патриарха Никона послужила причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев поповского толка», – считает А.В. Сопов.
Голутвенными казаками называли наиболее многочисленную и наименее привилегированную часть донского казачества. Эти люди – вчерашние крепостные – селились, в основном, в верховьях Дона, поэтому их еще именуют «верховскими». По своему внешнему облику, обычаям и традиционной одежде они заметно отличаются от казаков низовских, старых или домовитых.
Внешний вид
Евграф Савельев в вышеупомянутой работе отметил, что древнее казачество сильно отличалось своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов.
«То есть казаки обладали такими физическими особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду», – написал Е.П. Савельев.
Он разделил жителей донских станиц на четыре основных типа. Наиболее многочисленным и древним по своему происхождению, по мнению исследователя, является тип казака, произошедшего от черкасов. Это люди невысокие, плотного телосложения, с круглой головой. У них почти черные глаза, смуглые лица, темные и жесткие волосы, которые слегка могут отдавать рыжим цветом. Лица таких казаков отличаются широкими лбами, короткими хрящеватыми носами, часто с небольшой горбинкой.
Он разделил жителей донских станиц на четыре основных типа. Наиболее многочисленным и древним по своему происхождению, по мнению исследователя, является тип казака, произошедшего от черкасов. Это люди невысокие, плотного телосложения, с круглой головой. У них почти черные глаза, смуглые лица, темные и жесткие волосы, которые слегка могут отдавать рыжим цветом. Лица таких казаков отличаются широкими лбами, короткими хрящеватыми носами, часто с небольшой горбинкой.
Выделяет Е.П. Савельев и казаков-новгородцев, очевидно, речь идет о потомках ушкуйников. Их не так много на Дону. Это высокие люди мощного телосложения со светлыми лицами, а цвет их слегка волнистых волос варьируется от темно-русого до черного. У казаков такого типа, как правило, высокие лбы и крупные носы.
Верховские или голутвенные казаки, предки которых сбежали на Дон от крепостного права и других притеснений во второй половине XVII-XVIII веках, составляют четвертый антропологический тип по Е.П. Савельеву. Они почти не отличаются от русских, хотя и среди этих людей «... можно встретить лица с чисто южным профилем».
Выделяет Е.П. Савельев и казаков-новгородцев, очевидно, речь идет о потомках ушкуйников. Их не так много на Дону. Это высокие люди мощного телосложения со светлыми лицами, а цвет их слегка волнистых волос варьируется от темно-русого до черного. У казаков такого типа, как правило, высокие лбы и крупные носы.
Верховские или голутвенные казаки, предки которых сбежали на Дон от крепостного права и других притеснений во второй половине XVII-XVIII веках, составляют четвертый антропологический тип по Е.П. Савельеву. Они почти не отличаются от русских, хотя и среди этих людей «... можно встретить лица с чисто южным профилем».
Традиционная одежда
Поскольку традиционная одежда верховских казаков мало отличается от национального южнорусского костюма, описывать ее нет никакой необходимости. Тем более что предки этих людей переселились на юг позднее. В начале XVII века коренные жители донских станиц одевались так, как низовские казаки.
Доктор исторических наук Александр Скорик в своей книге «Казачий Дон. Очерки истории. Часть II» (Ростов-на-Дону, 1995 год издания) отметил, что и западноевропейские, и русские путешественники 400 лет назад удивлялись необычности, яркости казацкого национального костюма, представлявшего собой причудливую смесь различных элементов.
«Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс», – написал А.П. Скорик. Зимой этот наряд дополняла лисья или соболья шуба.
Разумеется, походная одежда воина отличалась простотой и практичностью. Совсем другое дело – парадный или праздничный костюм. Тут донские щеголи позволяли себе нарядиться броско и даже вычурно.
Известный историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) в книге «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях: Исторический очерк» так описал внешний вид воинов: «... один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой – в камчатном узорчатом или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою; третий – в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне».
Этот образ дополняли шелковые турецкие кушаки, желтые или красные сафьяновые сапоги, шапка из куницы или соболя с бархатным верхом. Многие мужчины одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие национальные костюмы, ходили с холодным оружием, оправленным в серебряные ножны, украшенные с азиатской роскошью.
Этот образ дополняли шелковые турецкие кушаки, желтые или красные сафьяновые сапоги, шапка из куницы или соболя с бархатным верхом. Многие мужчины одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие национальные костюмы, ходили с холодным оружием, оправленным в серебряные ножны, украшенные с азиатской роскошью.
Что и говорить, на Руси ни крепостные, ни бояре никогда так не наряжались.
----
Материал подготовлен из свободных источников
Информационный портал Апшеронск - Инфо © 2010г. - 2022 г. Все права защищены.
Администрация Апшеронск - Инфо ни коим образом не связана с авторами публикаций и оставляет за собой право удалять любую информацию без объяснения причин. Ответственность за содержание публикаций всецело возлагается на их авторов.
Вы можете войти на сайт используя любую из своих социальных сетей
или пройти регистрацию на нашем сайте Регистрация регистрация не займет у Вас более 1 минуты
Запрещены комментарии, которые:
не относятся к теме. Содержат ссылки и материалы, искажающие, дискредитирующие суть статьи. Содержат призывы к нарушению действующего законодательства.